ЗАДАЧИ
problems.ru |
О проекте
|
Об авторах
|
Справочник
Каталог по темам | по источникам | |
|
Тема:
Все темы
>>
Логика и теория множеств
>>
Теория алгоритмов
>>
Теория игр
>>
Теория игр (прочее)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница: << 17 18 19 20 21 22 23 >> [Всего задач: 162]
На плоскости даны 2005 точек (никакие три из которых не лежат на одной прямой). Каждые две точки соединены отрезком. Тигр и Осёл играют в следующую игру. Осёл помечает каждый отрезок одной из цифр, а затем Тигр помечает каждую точку одной из цифр. Осёл выигрывает, если найдутся две точки, помеченные той же цифрой, что и соединяющий их отрезок, и проигрывает в противном случае. Доказать, что при правильной игре Осёл выиграет. Решение Выделим из данных точек какие-нибудь 1024. Разобьём выделенные точки на 512 пар и пометим нулём отрезки, соединяющие точки из одной пары. Далее, объединим получившиеся пары по две. Получим 256 четвёрок. Пометим цифрой 1 ещё не помеченные отрезки, соединяющие точки одной четвёрки. После этого объединим получившиеся четвёрки по две. Получим 128 восьмёрок. Пометим цифрой 2 ещё не помеченные отрезки, соединяющие точки из одной восьмёрки, и так далее. На последнем шаге мы объединим получившиеся две группы по 512 точек в одну и пометим ещё не помеченные отрезки цифрой 9.
Есть доска 1×1000, вначале пустая, и куча из n фишек. Двое ходят по очереди. Первый своим ходом "выставляет" на доску не более 17 фишек по одной на любое свободное поле (он может взять все 17 из кучи, а может часть – из кучи, а часть – переставить на доске). Второй снимает с доски любую серию фишек (серия – это несколько фишек, стоящих подряд, то есть без свободных полей между ними) и кладёт их обратно в кучу. Первый выигрывает, если ему удастся выставить все фишки в ряд без пробелов. Решение а) Приведём стратегию первого игрока. Он вначале за несколько ходов выстраивает 12 серий по 8 фишек, так что соседние серии разделены одним пробелом, последовательно восстанавливая снятую серию и ставя ещё одну. Затем, восстановив конфигурацию после хода второго, он вставляет две фишки в крайние пробелы, получая конфигурацию 17, 8, 8, 8, 8, 8, 8, 8, 8, 17. б) Пусть имеются n ≥ 98 фишек, и первый всегда выигрывает. Рассмотрим конфигурацию после предпоследнего хода первого. В ней несколько серий, разделённых одним или несколькими пробелами, и p фишек в куче. В каждой серии не более 17 фишек, иначе второй снимет такую серию и следующим ходом не удастся выставить все фишки. Ответб) При n = 98.
Паук в лесу сплёл паутину. Длинные нити привязал к веткам. И в эту паутину залетела бабочка. За один ход бабочка или паук могут передвинуться по отрезку нити в соседнюю точку пересечения нитей; бабочка также может выбраться на конец нити (ветку), если перед этим находилась в соседней точке пересечения. Они ходят по очереди, начинает бабочка. Если бабочка смогла добраться до веток, она спаслась (это её победа). Если паук добрался до бабочки, он её съедает (и это его победа). Возможен и такой исход, когда никто не побеждает, а игра длится бесконечно. а) Чем закончится игра в ситуации, изображённой на рисунке? (У паутины четыре кольца и семь радиусов.б) Чем закончится игра, если колец три, а радиусов семь? в) Чем закончится игра, если колец четыре, а радиусов десять? г) Разберите общий случай: K ≥ 2 колец и R ≥ 3 радиусов. Решение г) Заметим, что у бабочки всегда есть ничейная стратегия. Она состоит в том, что бабочка делает ход по своему кольцу в сторону от паука. При R > 3 очевидно, что пауку надо делать ход по своему кольцу в ту же сторону, иначе бабочка выходит по тому радиусу, на котором сейчас находится. При этом положение членистоногих относительно паутины и друг относительно друга не
меняется, поэтому бабочка снова может сделать аналогичный ход, и так далее до бесконечности. Ответа), б) Ничья; в) бабочка выиграет; г) при K ≥ [R/2] ничья, в остальных случаях бабочка выиграет.
Двое играющих по очереди пишут – каждый на своей половине доски – по одному натуральному числу (повторения разрешаются) так, чтобы сумма всех чисел на доске не превосходила 10000. После того, как сумма всех чисел на доске становится равной 10000, игра заканчивается подсчетом суммы всех цифр на каждой половине. Выигрывает тот, на чьей половине сумма цифр меньше (при равных суммах – ничья). Может ли кто-нибудь из игроков выиграть, как бы ни играл противник? Решение Второй может гарантировать себе ничью: ему достаточно всё время писать числа с суммой цифр 1 (например, просто число 1) – действительно, он делает не больше ходов, чем первый, и на каждом ходе пишет число с не большей суммой цифр. Более того, по той же причине первый игрок проиграет, если хотя бы один раз напишет число с суммой цифр больше 1. ОтветВторой игрок может выиграть.
Шашка бьёт шашку соперника, стоящую на соседнем поле, если следующее за ним поле свободно. При этом своя шашка перемещается на это свободное поле, а побитая шашка соперника снимается с доски. Бить обязательно: если есть возможность бить, делать вместо этого простой ход какой-либо шашкой нельзя. Если шашка, побившая шашку соперника, может сразу побить следующую его шашку, она должна продолжать бить тем же ходом. Кто — Белые или Чёрные — победят в этой игре вне зависимости от игры партнёра? Рассмотрите случаи: а) У игроков по одной шашке, поле длиной N>2 клеток; б) У игроков по две шашки, поле длиной N>4 клеток; в) У игроков по три шашки, поле длиной N>6 клеток; г) Дополнительное задание. Можно подумать, что численное преимущество решает исход игры. Придумайте и нарисуйте, однако, позицию, где у Белых меньше шашек, чем у Чёрных, и тем не менее, Белые начинают (с простого хода) и выигрывают. РешениеВ этой игре Белые, бесспорно, имеют преимущество, хотя иногда они и проигрывают. Клетки поля мы для удобства иногда будем нумеровать слева направо: 1, 2, 3, .. (N-1), N .В пункте "а" при N=3 Белые проиграют (этот тривиальный случай многие "прозевали"), а в остальных случаях — победят, передвинув шашку с клетки 1 на клетку (N-2) . Эта атака — поставить свою шашку за одну клетку до шашки противника — будет часто в дальнейшем применяться Белыми. В пункте "б" Белые тоже, казалось бы, должны идти с клетки 2 на (N-3) . Однако, такой ход возможен только если N-3>2 , то есть N>5 . В этом случае у Чёрных только один ход, следует размен, и возникает положение (рис. 5). Теперь Белые ходят с 1 на (N-4) (это возможно, так как N-4>1 при N>5 ) и выигрывают. Случай же N=5 разбирается отдельно. Все ходы там вынужденные, и побеждают тоже Белые. В пункте "в" Белые тоже побеждают, атакуя стандартным образом, но это возможно только при N>8 . Вот как пойдёт игра: Белые: 3 (N-4) , размен и далее Белые повторяют атаку: 2 (N-5) . Оба эти хода возможны: при N>8 заведомо будет и N-4>3 , и N-5>2 . После второго хода Белых возникнет ситуация как на рис 2. Теперь двигать левую чёрную шашку Чёрным невыгодно, а второй шашкой они смогут сделать максимум 2 хода, тогда как Белые (N-7) ходов. Поскольку N-7 2 при N>8 , у Чёрных раньше кончатся ходы, и им придётся отдавать свою шашку на съедение, что быстро приведёт их к проигрышу. Случаи N=7 и N=8 требуют отдельного разбора. При N=7 ход у Белых один, далее серия вынужденных разменов, и возникает позиция (рис. 7), где Белые легко побеждают. При N=8 у Белых теоретически два возможных первых хода. Поддаться первым ходом ( 3 5 ) оказывается невыгодным: после серии вынужденных ходов имеем положение (рис. 8), где ход Чёрных, так что они легко выигрывают, пойдя 7 5 . Атаковать тоже не удаётся: после первого хода 3 4 и разменов получается позиция (рис. 9). Ходить 2 4 глупо, после же 2 3 следует 8 7 , Белые ходят 1 2 , Чёрные 7 6 , после чего Белые вынуждены пойти на клетку 4 и проиграть. Итак, при N=8 победят Чёрные. Возможное (видимо, простейшее) решение дополнительного задания представлено на рисунке 10. Пусть у Чёрных две шашки, у белых — только одна. Ходя на клетку влево, Белые вынуждают Чёрных сдать обе свои шашки следующим ходом.
Страница: << 17 18 19 20 21 22 23 >> [Всего задач: 162] |
© 2004-...
МЦНМО
(о копирайте)
|
Пишите нам
|