ЗАДАЧИ
problems.ru
О проекте | Об авторах | Справочник
Каталог по темам | по источникам |
К задаче N

Проект МЦНМО
при участии
школы 57
Задача 98111
Темы:    [ Обыкновенные дроби ]
[ НОД и НОК. Взаимная простота ]
[ Примеры и контрпримеры. Конструкции ]
[ Принцип крайнего (прочее) ]
[ Доказательство от противного ]
[ Связность и разложение на связные компоненты ]
Сложность: 4+
Классы: 8,9
В корзину
Прислать комментарий

Условие

n школьников хотят разделить поровну m одинаковых шоколадок, при этом каждую шоколадку можно разломить не более одного раза.
  а) При каких n это возможно, если   m = 9?
  б) При каких n и m это возможно?


Решение

  б) Расположим m шоколадок одну за другой в одну линию и разрежем получившуюся шоколадную полосу равномерно на n равных частей. Будем считать, что длина шоколадки равна n. Каждый школьник должен получить порцию длины m. Если  n ≤ m,  то длина порции будет не меньше n. Следовательно, по каждой шоколадке пройдёт не более одного разреза.
  Пусть  n = m + d,  где d – делитель m. В этом случае длина порции равна  n – d.  При описанном способе раздела каждая шоколадка делится на части длины, кратной d, значит, расстояние от линии разреза до края шоколадки не меньше d. Два разреза, проходящие по одной шоколадке, вырезали бы из неё часть, не большую  n – 2d,  что меньше порции. Значит, каждая шоколадка окажется разрезанной не более одного раза.
  Докажем, что других пар  (n, m)  нет.

  Первый способ. Пусть  n = m + d  и удалось разделить шоколадки с соблюдением условий. Докажем, что длины всех кусочков, а следовательно, и m кратны d. Пусть это не так. Рассмотрим кусок наименьшей длины r, не кратной d. Тогда есть кусок длины  n – r.  Тот, кто его получил, также получил кусок длины, не большей  m – (n– r) < r,  не кратный d.  Противоречие.

  Второй способ. Рассмотрим граф, вершины которого соответствуют школьникам, а ребра соединяют двух школьников, получивших куски от одной шоколадки. Пусть компонента связности этого графа имеет n' вершин и m' ребер. Это значит, что m' шоколадок распределено между n' школьниками, то есть  m'/n' = m/n,  или  m = dm',  n = dn',  где d – рациональное число. С другой стороны, в силу связности  m' ≥ n' – 1.  Поскольку  m' < n',  то  n' = m' + 1,  то есть  n = m + d.  Отсюда ясно, что d – целое и m кратно d.


Ответ

а) При n = 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 18;   б) при  n ≤ m  или когда  m < n и делится на  n – m.

Замечания

Баллы: 8-9 кл. 5 + 7, 10-11 кл. - 4 + 6.

Источники и прецеденты использования

журнал
Название "Квант"
год
Год 1992
выпуск
Номер 3
Задача
Номер М1335
олимпиада
Название Турнир городов
Турнир
Дата 1991/1992
Номер 13
вариант
Вариант осенний тур, основной вариант, 10-11 класс
Задача
Номер 7
олимпиада
Название Турнир городов
Турнир
Дата 1991/1992
Номер 13
вариант
Вариант осенний тур, основной вариант, 8-9 класс
Задача
Номер 7

© 2004-... МЦНМО (о копирайте)
Пишите нам

Проект осуществляется при поддержке Департамента образования г.Москвы и ФЦП "Кадры" .