ЗАДАЧИ
problems.ru
О проекте | Об авторах | Справочник
Каталог по темам | по источникам |
К задаче N

Проект МЦНМО
при участии
школы 57
Задача 64313
Темы:    [ Необычные построения (прочее) ]
[ Вспомогательные равные треугольники ]
[ Симметрия помогает решить задачу ]
Сложность: 3+
Классы: 6,7
В корзину
Прислать комментарий

Условие

Петя вырезал из пластмассы неравносторонний треугольник. Покажите, каким образом можно, пользуясь только этим инструментом как шаблоном, построить биссектрису какого-нибудь угла треугольника, равного вырезанному.


Решение

  Приложим треугольник к бумаге и обведём его. Обозначим нарисованный треугольник ABC  (AB ≠ BC).  Затем перевернём треугольник, приложим его так, как показано на рисунке (серым цветом обозначено положение перевёрнутого треугольника) и обведём. Новые точки обозначим через A1 и C1. Пусть M – точка пересечения отрезков A1C1 и AC. Докажем, что BM – биссектриса угла ABC.
  Из равенства треугольников ABC и A1BC1 следует, что  AB = A1B  и  ∠BAC = ∠BA1C1.  Значит, треугольник ABA1 – равнобедренный, поэтому
BAA1 = ∠BA1A,  кроме того,  ∠MAA1 = ∠BAA1 – ∠BAC = ∠BA1A – ∠BA1C1 = ∠MA1A.  Таким образом, треугольник AMA1 также равнобедренный, и
AM = A1M.  Поэтому треугольники ABM и A1BM равны по трём сторонам. Значит,  ∠ABM = ∠A1BM,  следовательно, BM – биссектриса угла ABC.

Замечания

Для знатоков. Разумеется, можно сразу воспользоваться тем, что биссектриса угла B – ось симметрии фигуры, показанной на рисунке.

Источники и прецеденты использования

олимпиада
Название Московская устная олимпиада для 6-7 классов
год/номер
Номер 8 (2010 год)
Дата 2010-02-28
класс
Класс 7 класс
задача
Номер 7.5

© 2004-... МЦНМО (о копирайте)
Пишите нам

Проект осуществляется при поддержке Департамента образования г.Москвы и ФЦП "Кадры" .