ЗАДАЧИ
problems.ru
О проекте | Об авторах | Справочник
Каталог по темам | по источникам |
К задаче N

Проект МЦНМО
при участии
школы 57
Задача 65601
Темы:    [ Текстовые задачи (прочее) ]
[ Инварианты ]
Сложность: 3+
Классы: 5,6,7
В корзину
Прислать комментарий

Условие

Сорок детей водили хоровод. Из них 22 держали за руку мальчика и 30 держали за руку девочку. Сколько девочек было в хороводе?


Решение

22 + 30 = 52,  значит, 52 – 40 = 12 детей держали за руку и мальчика, и девочку. следовательно,  30 – 12 = 18  детей держали за руки только девочек. Эти 18 детей держали  18·2 = 36  девочкиных рук, и ещё 12 держали по одной девочкиной руке, так что всего у девочек было  36 + 12 = 48  рук. Поэтому девочек было  48 : 2 = 24.


Ответ

24 девочки.

Замечания

  1. Расстановка детей в хороводе, соответствующая условиям задачи, существует, например, такая, как на рисунке. Возможны и другие расстановки.

  2. Зная ответ (24 девочки и 16 мальчиков), можно заметить, что девочек больше, чем мальчиков, ровно на столько, на сколько ребят, держащих за руку девочку, больше, чем тех, кто держит за руку мальчика:  24 – 16 = 30 – 22 = 8.  Это не случайное совпадение. Зная этот факт, можно легко решить задачу. Но доказать сам факт не очень просто. Приведём одно из возможных доказательств.
  Обозначим через Д и М количество девочек и мальчиков в хороводе, а через X и Y – соответственно количество тех, кто держит за руку девочку, и тех, кто держит мальчика.
  Рассмотрим несколько (более одной) девочек, стоящих подряд. Попросим их по одной выходить из круга – сначала тех, кто "в серединке" (то есть стоит между двумя девочками), а потом когда девочек останется две, – одну из оставшихся. При этом будем следить за тем, как меняются Д, М и  Д – М,  а также X, Y и  X – Y.  Составим таблицу (маленькой буквой "д" обозначена выходящая из круга девочка):

  Мы видим, что разности  Д – М  и  X – Y  при удалении каждой девочки изменяются одинаково (уменьшаются на 1). Так же поступим с рядами мальчиков – аналогично можно показать, что обе разности будут увеличиваться на 1 при выходе из хоровода каждого мальчика.
  После всего этого мы получим хоровод, в котором мальчики и девочки чередуются, то есть их поровну, и  Д – М = 0.  Но и  X – Y = 0,  потому что в данном случае  X = M,  а  Y = Д.  Следовательно, и в изначальном хороводе было  Д – М = X – Y.

Источники и прецеденты использования

олимпиада
Название Математический праздник
год
Год 2016
класс
Класс 6
задача
Номер 6

© 2004-... МЦНМО (о копирайте)
Пишите нам

Проект осуществляется при поддержке Департамента образования г.Москвы и ФЦП "Кадры" .