ЗАДАЧИ
problems.ru
О проекте | Об авторах | Справочник
Каталог по темам | по источникам |
К задаче N

Проект МЦНМО
при участии
школы 57
Задача 66075
Темы:    [ Теория алгоритмов (прочее) ]
[ Целая и дробная части. Принцип Архимеда ]
[ Принцип Дирихле (углы и длины) ]
Сложность: 4+
Классы: 8,9,10
В корзину
Прислать комментарий

Условие

  Преподаватель выставил оценки по шкале от 0 до 100. В учебной части могут менять верхнюю границу шкалы на любое другое натуральное число, пересчитывая оценки пропорционально и округляя до целых. Нецелое число при округлении меняется до ближайшего целого; если дробная часть равна 0,5, направление округления учебная часть может выбирать любое, отдельно для каждой оценки. (Например, оценка 37 по шкале 100 после пересчета в шкалу 40 перейдёт в  37·40/100 = 14,8  и будет округлена до 15.)
  Студенты Петя и Вася получили оценки a и b, отличные от 0 и 100. Докажите, что учебная часть может сделать несколько пересчётов так, чтобы у Пети стала оценка b, а у Васи – оценка a (пересчитываются одновременно обе оценки).


Решение

  Оценку "a баллов из n возможных" будем обозначать кратко  a/n.  Оценки  0/n  и  n/n  будем называть крайними.

  Лемма 1. Если последовательно менять шкалы в порядке  100 → 99 → 98 → 97 → ... → 3 → 2,  то любая некрайняя оценка  a/100  превратится в  1/2.
  Доказательство. Достаточно заметить, что при этих заменах шкал некрайние оценки остаются некрайними, так как при всех  k > 1  оценка  1/k  ближе к любой некрайней оценке вида  a/(k+1),  чем  0/k;  значит, на очередном шаге после округления оценка  0/k  (аналогично  k/k)  не могла получиться. Таким образом, в конце останется некоторая некрайняя оценка в двухбалльной шкале, то есть  1/2.

  Лемма 2. Дано натуральное число k. Если менять шкалы в порядке  2 → 3 → 4 → 6 → 8 → ... → 2·2s → 3·2s → 2·2s+1 → ... → 2k,  то можно получить из исходной оценки  1/2  любую оценку вида  (2r+1)/2k,  где  0 ≤ r < 2k–1.
  Доказательство. Будем вести индукцию по k.
  База  (k = 1).  Никаких операций не произошло, начальное состояние 1/2.
  Шаг индукции. Рассмотрим случай, когда r нечётно. По предположению индукции за первые  2(k – 2)  замен шкал можно получить оценку  r/2k–1.  Выясним, что произойдёт при переходе в следующую шкалу  (2k–1 → 3·2k–2).  3·2k–2 = 3/2·2k–1,  поэтому оценка r перейдёт в  3r/2.   Это полуцелое число округлим до  3r+1/2. При переводе в финальную шкалу  (3·2k–2 → 2k)  оценка 3r+1/2 перейдёт в  4/3·3r+1/2 = 2r + 2/3,  что округляется до  2r + 1.
  Случай чётного r разбирается аналогично, при этом возникает следующая последовательность оценок:  r + 1 → 3r/2 + 1 → 2r + 1.

Первые шесть шагов алгоритма из леммы 2.
Каждая следующая пара шагов содержит две копии предыдущей пары, сжатые в два раза.

  Лемма 3. Всякая некрайняя оценка вида  a/100  может быть получена из некоторой нечётной оценки по шкале от 0 до 256 в результате замены шкал  256 → 100.
  Доказательство. От противного: пусть некоторая оценка  a/100  не получается таким действием. Тогда в интервале  (a/1001/200, a/100 + 1/200)  нет дробей вида  2r+1/256.  Но длина этого интервала равна 1/100, а расстояние между соседними дробями такого вида равно 1/128. Противоречие.

  Теперь решим задачу. В начале по алгоритму из леммы 1 приведём обе оценки к состоянию  1/2.  Затем, действуя согласно лемме 2, получим из двух экземпляров  1/2  любую пару нечётных оценок по шкале от 0 до 256. Лемма 3 гарантирует, что при возврате в исходную шкалу от 0 до 100 можно получить любую пару оценок.

Замечания

По сути, доказано, что с помощью замен шкал можно из любых исходных данных получить любые результаты любого числа участников.

Источники и прецеденты использования

олимпиада
Название Московская математическая олимпиада
год
Номер 80
Год 2017
класс
Класс 8
1
задача
Номер 5

© 2004-... МЦНМО (о копирайте)
Пишите нам

Проект осуществляется при поддержке Департамента образования г.Москвы и ФЦП "Кадры" .