ЗАДАЧИ
problems.ru
О проекте | Об авторах | Справочник
Каталог по темам | по источникам |
К задаче N

Проект МЦНМО
при участии
школы 57
Задача 64920
Темы:    [ Построения одной линейкой ]
[ Против большей стороны лежит больший угол ]
[ Радиусы вписанной, описанной и вневписанной окружности (прочее) ]
Сложность: 4-
Классы: 9,10,11
В корзину
Прислать комментарий

Условие

На плоскости начерчен треугольник и в нём отмечены две точки. Известно, что какой-то из углов треугольника равен 58°, какой-то из остальных – 59°, какая-то из отмеченных точек является центром вписанной окружности, а другая – центром описанной. Используя только линейку без делений, определите, где какой угол и где какая точка.


Решение

  Пусть в треугольнике ABC  ∠A = 58°,  ∠B = 59°,  I – центр вписанной окружности, O – центр описанной. Тогда  ∠C = 63°,  AB – наибольшая сторона, BC – наименьшая. Поскольку  ∠OAB = ∠OBA = 27° < ∠IAB < ∠IBA,  то O лежит в треугольнике AIB. Поскольку
IBC < ∠ICB < 32° = ∠OBC = ∠OCB,  то I лежит в треугольнике BOC. Значит, прямая OI пересекает cтороны AB и BC и, следовательно, пересекает продолжение стороны AC. При этом O лежит ближе к AB, а I – к BC.
  Пусть r и R – радиусы вписанной и описанной окружности. Перпендикуляр, опущенный из точки I на прямую AC, равен r, а перпендикуляр, опущенный из точки O на эту прямую, равен  R cos 59° > R/2 > r  (см. задачу 77874). Следовательно, прямая OI пересекает продолжение стороны AC за вершину C.
  Отсюда получаем следующий способ решения. Проведём прямую через отмеченные точки. Она пересечёт две стороны треугольника и продолжение третьей. Ближайшую к последней точке пересечения вершину третьей стороны обозначим C, а другую – B. Третью вершину треугольника обозначим A. Тогда  ∠A = 58°,  ∠B = 59°,  а центром вписанной окружности является та из отмеченных точек, которая ближе к BC.

Источники и прецеденты использования

олимпиада
Название Олимпиада по геометрии имени И.Ф. Шарыгина
год
Год 2012
тур
задача
Номер 18

© 2004-... МЦНМО (о копирайте)
Пишите нам

Проект осуществляется при поддержке Департамента образования г.Москвы и ФЦП "Кадры" .