ЗАДАЧИ
problems.ru
О проекте | Об авторах | Справочник
Каталог по темам | по источникам |
К задаче N

Проект МЦНМО
при участии
школы 57
Задача 65336
Темы:    [ Дискретное распределение ]
[ Линейные рекуррентные соотношения ]
[ Предел последовательности, сходимость ]
[ Условная вероятность ]
[ Четность и нечетность ]
Сложность: 4-
Классы: 10,11
В корзину
Прислать комментарий

Условие

На клавиатуре калькулятора есть цифры от 0 до 9 и знаки двух действий (см. рисунок). Вначале на дисплее написано число 0. Можно нажимать любые клавиши. Калькулятор выполняет действия в последовательности нажатий. Если знак действия нажать подряд несколько раз, то калькулятор запомнит только последнее нажатие. Рассеянный Учёный нажал очень много кнопок в случайной последовательности. Найдите приблизительно вероятность, с которой результат получившейся цепочки действий – нечётное число?


Решение

  Будем говорить, что Учёный проделал n шагов, если он набрал n чисел, а между ними  n – 1  раз совершил какие-то арифметические действия. Обозначим через pn вероятность того, что после n шагов на калькуляторе будет нечётное число, и выразим pn+1 через pn.
  Если последним действием было умножение, то результат будет нечётным, только если оба множителя нечётны; вероятность этого равна  ½ pn.
  Если последним действием было сложение, то результат будет нечётным, если последнее слагаемое отличается от предпоследнего чётностью; вероятность этого равна ½.
  Последнее действие может быть как умножением, так и сложением, и оба этих варианта равновозможны. Поэтому формула полной вероятности даёт:
pn+1 = ½·½ + ½·½ pn = ¼ + ¼ pn.
  Переписав это равенство в виде   pn+1 – ⅓ = ¼ (pn – ⅓),  видим, что при увеличении n на 1 разность  pn – ⅓  уменьшается в 4 раза. Следовательно, pn близко к ⅓ при больших n.

Ответ

⅓.

Замечания

Можно найти и точное значение pn. Очевидно   p1 = ½.  Значит,  

Источники и прецеденты использования

олимпиада
Название Заочная олимпиада по теории вероятностей и статистике
год
Дата 2012
задача
Номер 12

© 2004-... МЦНМО (о копирайте)
Пишите нам

Проект осуществляется при поддержке Департамента образования г.Москвы и ФЦП "Кадры" .