ЗАДАЧИ
problems.ru
О проекте | Об авторах | Справочник
Каталог по темам | по источникам |
К задаче N

Проект МЦНМО
при участии
школы 57
Задача 67149
Темы:    [ Подсчет двумя способами ]
[ Логика и теория множеств (прочее) ]
[ Четность и нечетность ]
Сложность: 4
Классы: 8,9,10,11
В корзину
Прислать комментарий

Условие

На прямой отмечено 2022 точки так, что каждые две соседние точки расположены на одинаковом расстоянии. Половина точек покрашена в красный цвет, а другая половина – в синий. Может ли сумма длин всевозможных отрезков, у которых левый конец красный, а правый – синий, равняться сумме длин всех отрезков, у которых левый конец синий, а правый – красный? (Концы рассматриваемых отрезков – не обязательно соседние отмеченные точки.)

Решение

Можно считать, что отмеченные точки – целые числа от 1 до 2022. Достаточно показать, что сумма $S$ длин всех отрезков с разноцветными концами нечётна.

Способ 1. Пусть красно-чётных точек $x$, тогда красно-нечётных и сине-чётных – по $y = 1011 – x$, значит, сине-нечётных – $x$. «Разноцветные» отрезки чётной длины не влияют на чётность $S$, а количество таких отрезков нечётной длины равно $x² + y²$. Осталось заметить, что числа $x$ и $y$ разной чётности.

Способ 2. Пусть $k$ – координата красного конца отрезка, а $c$ – синего. Заменим длину |$k – c$| этого отрезка на $k + c$ – чётность $S$ не изменится. Но теперь в сумме по всем «разноцветным» отрезкам каждое число встретится ровно 1011 раз, то есть сумма равна 1011(1 + 2 + ... + 2022). Она нечётна, так как в скобках 1011 нечётных слагаемых.

Способ 3. Приведём только идею. Можно проверить, что $S$ чётна, для какой-то конкретной раскраски (например, когда слева направо идут сначала все синие точки, а потом все красные), после чего проверить, что чётность $S$ сохраняется, если менять местами цвета соседних точек.

Ответ

не может.

Источники и прецеденты использования

олимпиада
Название Турнир городов
год/номер
Номер 44
Дата 2022/23
вариант
Вариант осенний тур, базовый вариант, 10-11 класс
задача
Номер 3

© 2004-... МЦНМО (о копирайте)
Пишите нам

Проект осуществляется при поддержке Департамента образования г.Москвы и ФЦП "Кадры" .