ЗАДАЧИ
problems.ru
О проекте | Об авторах | Справочник
Каталог по темам | по источникам |
К задаче N

Проект МЦНМО
при участии
школы 57
Задача 66583
Темы:    [ Взвешивания ]
[ Оценка + пример ]
Сложность: 4
Классы: 8,9,10,11
В корзину
Прислать комментарий

Условие

В каждом из $16$ отделений коробки $4\times 4$ лежит по золотой монете. Коллекционер помнит, что какие-то две лежащие рядом монеты (соседние по стороне) весят по $9$ грамм, а остальные по $10$ грамм. За какое наименьшее число взвешиваний на весах, показывающих общий вес в граммах, можно определить эти две монеты?

Решение

Отметим, что взвешивание любой группы монет может показать один из трех исходов: $0$, $1$ или $2$ легкие монеты среди взвешенных. Действительно, эти исходы соответствуют показаниям весов в $10k$, $10k-1$ и $10k-2$ граммов, где $k$ – количество монет на весах, а ничего другого при взвешивании $k$ монет весы показать не могут.

Теперь докажем, что менее чем тремя взвешиваниями обойтись не получится. Всего пар монет, которые могут быть легкими, $24$: по $3$ пары соседних монет в каждой строчке и в каждом столбце. Так как одно взвешивание дает три разных исхода, то два взвешивания дадут лишь $3^2 = 9$ различных исходов.

Покажем, как определить легкие монеты за три взвешивания.

Первое взвешивание. Разобьем монеты на две группы так, как показано на рисунке, и взвесим одну них. Так как группы симметричны, то возможны два различных случая: легкие монеты в одной группе и легкие монеты в разных группах.

1) Первый случай (легкие монеты в одной группе), второе взвешивание. Оставим на рисунке только те монеты, которые могут оказаться легкими, разобьем их на две группы и пронумеруем. Взвесим одну из групп. Здесь возможны три случая: обе легкие монеты в группе $A$, обе легкие монеты в группе $B$, по одной легкой монете в каждой из групп.

Хотя в этом взвешивании группы не симметричны, ситуации с обеими монетами в одной группе разбираются аналогично. Возможные пары легких монет: $(X_1, X_2)$, $(X_2, X_3)$ и $(X_3, X_4)$, где $X$ – группа с легкими монетами. Поэтому третьим взвешиванием взвесим монеты $X_1$ и $X_2$. Либо они обе легкие, и тогда мы их нашли, либо среди них одна легкая, и тогда легкие монеты – это $X_2$ и $X_3$, либо среди них легких нет, и тогда легкие монеты – $X_3$ и $X_4$.

Если легкие монеты в разных группах, то это могут быть «горизонтальные» пары $(A_1, B_2)$, $(A_2, B_3)$ или $(A_3, B_4)$. Тогда третьим взвешиванием взвесим монеты $A_1$, $B_2$ и $A_2$. Если среди них две легкие, то это $A_1$ и $B_2$. Если одна, то легкие монеты – это $A_2$ и $B_3$, если легких нет – то $A_3$ и $B_4$.

2) Второй случай (легкие монеты в разных группах), второе взвешивание. Оставим на рисунке только те монеты, которые могут оказаться легкими, разобьем их на две группы и пронумеруем. Взвесим одну из групп. Так как группы симметричны, то возможны два различных случая: легкие монеты в одной группе и легкие монеты в разных группах.

Ситуация, когда обе легкие монеты в одной группе, разбирается точно так же, как и в третьем взвешивании первого случая, но монеты $X_3$ и $X_4$ легкими оказаться не могут.

Если легкие монеты в разных группах, то это либо пара $(A_3, B_4)$, либо пара $(A_4, B_3)$. Чтобы найти легкие монеты, третьим взвешиванием достаточно взвесить одну из этих пар.


Ответ

За три взвешивания.

Замечания

Приведем некоторые соображения, которые позволяют построить алгоритм. Одним взвешиванием, так как оно имеет три различных исхода, мы можем определить пару легких из трех подозрительных пар – и в первую очередь нас интересует не общее число монет, а именно общее число пар монет, которые могут быть легкими. Аналогично два взвешивания позволяют определить пару легких не более чем из девяти подозрительных пар. Это означает, что при любом результате первого взвешивания должно остаться не более девяти подозрительных пар монет. В приведенном алгоритме остается как раз $9$ пар, если монеты в одной группе, и $6$ пар, если в разных.

Источники и прецеденты использования

олимпиада
Название Московская математическая олимпиада
год
Номер 84
Год 2021
класс
Класс 8
задача
Номер 5

© 2004-... МЦНМО (о копирайте)
Пишите нам

Проект осуществляется при поддержке Департамента образования г.Москвы и ФЦП "Кадры" .