ЗАДАЧИ
problems.ru |
О проекте
|
Об авторах
|
Справочник
Каталог по темам | по источникам | |
|
Задача 98582
Условиеа) В классе была дана контрольная. Известно, что по крайней мере ⅔ задач этой контрольной оказались трудными: каждую такую задачу не решили по крайней мере ⅔ школьников. Известно также, что по крайней мере ⅔ школьников класса написали контрольную хорошо: каждый такой школьник решил по крайней мере ⅔ задач контрольной. Могло ли такое быть? Изменится ли ответ, если везде в условии заменить ⅔ на б) ¾; в) 7/10? Решениеа) Пример. Пусть на контрольной было три задачи, треть школьников решила первую и третью, треть – вторую и третью, остальные – ничего. б) Нарисуем на единичном квадрате таблицу, где строки соответствуют ученикам, а столбцы – задачам; при этом школьникам, написавших контрольную хорошо, отведём верхние строки, а трудным задачам – левые столбцы. Если школьник решил задачу, то клетку на пересечении соответствующих строки и столбца сделаем чёрной. в) Нарисуем и закрасим таблицу, как в б). Оценим двумя способами площадь S чёрной области, расположенной в левом верхнем углу – квадрате 0,7×0,7. Каждая строка пересекает эту область по прямоугольникам одинаковой высоты с суммой длин не меньшей 0,7 – 0,3, следовательно, S ≥ 0,7·0,4 = 0,28. Ответа) Могло. б), в) Изменится. Замечания 1. Можно обойтись и без таблицы. В б) это совсем просто. Пусть было n школьников и z задач. Общее число решений трудных задач во всех работах, с одной стороны, не меньше 3n/4·3z/4 = 9nz/16, а с другой – не больше 7nz/16. 2. Пусть в условии вместо ⅔ стоит число p < 1. Подсчитывая двумя способами площадь, как в решении в), получим неравенство p(2p – 1) ≤ p(1 – p), откуда p ≤ ⅔. Из а) видно, что эта оценка точна. А вот подсчет общей площади чёрных клеток (как в решении п. б)) даст всего лишь неравенство – эта оценка не точна. 3. Баллы: 1 + 2 + 2. Источники и прецеденты использования |
© 2004-...
МЦНМО
(о копирайте)
|
Пишите нам
|