ЗАДАЧИ
problems.ru
О проекте | Об авторах | Справочник
Каталог по темам | по источникам |
К задаче N

Проект МЦНМО
при участии
школы 57
Фильтр
Сложность с по   Класс с по  
Задачи

Страница: << 13 14 15 16 17 18 19 >> [Всего задач: 153]      



Задача 86482

 [Караван верблюдов]
Темы:   [ Задачи на движение ]
[ Геометрические интерпретации в алгебре ]
[ Графики и ГМТ на координатной плоскости ]
[ Признаки и свойства равнобедренного треугольника. ]
[ Параллельные прямые, свойства и признаки. Секущие ]
Сложность: 3+
Классы: 7,8

По пустыне равномерно движется караван верблюдов длиной в 1 км. Всадник проехал от конца каравана к началу и вернулся к концу каравана. За это время караван прошел 1 км. Какой путь проехал всадник, если скорость его была постоянной?

Решение

  Примем скорость каравана за единицу, а скорость всадника обозначим v. Тогда время, затраченное на проезд от конца каравана к началу, равно     а время, затраченное на проезд от начала к концу, равно     По условию     Это уравнение преобразуется к виду
v² – 2v – 1 = 0.  Отсюда     то есть за то время, что караван проходит 1 км, всадник проедет указанное в ответе расстояние.

Ответ

  км.

Прислать комментарий

Задача 98447

Тема:   [ Задачи на движение ]
Сложность: 3+
Классы: 8,9

Автор: Фольклор

В Италии выпускают часы, в которых часовая стрелка делает в сутки один оборот, а минутная – 24 оборота, причём, как обычно, минутная стрелка длиннее часовой (в обычных часах часовая стрелка делает в сутки два оборота, а минутная – 24). Рассмотрим все положения двух стрелок и нулевого деления итальянских часов, которые встречаются и на обычных часах. Сколько таких положений существует на итальянских часах в течение суток? (Нулевое деление отмечает 24 часа в итальянских часах и 12 часов в обычных часах.)

Решение

Пусть некоторое положение стрелки обычных часов до полудня принимают в момент времени t (считая от начала суток;  0 ≤ t < 12:  мы измеряем время в часах). Так как часовая стрелка итальянских часов движется в два раза медленнее часовой стрелки обычных, то она совместится с рассматриваемым положением часовой стрелки обычных в момент 2t. Минутные же стрелки (обычных и итальянских часов) занимают одно и то же положение, если разница времён составляет целое число часов. Таким образом, условие “совпадения положений” состоит в том, что число  2t – t = t  – целое. В указанном интервале лежат ровно 12 целых значений – от 0 до 11 (что соответствует моментам 0, 1, ..., 11 часов ровно на обычных часах).

Ответ

12 положений.

Прислать комментарий

Задача 98513

Темы:   [ Задачи на движение ]
[ Средние величины ]
Сложность: 3+
Классы: 10,11

Автобус, едущий по маршруту длиной 100 км, снабжен компьютером, показывающим прогноз времени, остающегося до прибытия в конечный пункт. Это время рассчитывается исходя из предположения, что средняя скорость автобуса на оставшемся участке маршрута будет такой же, как и на уже пройденной его части. Спустя 40 минут после начала движения ожидаемое время до прибытия составляло 1 час и оставалось таким же ещё в течение пяти часов. Могло ли такое быть? Если да, то сколько километров проехал автобус к окончанию этих пяти часов?

Решение

Пусть за t часов после начала движения автобус проехал s км  (⅔ ≤ t ≤ 5⅔).  Тогда его средняя скорость на пройденной части маршрута равна s/t. По условию, двигаясь с такой скоростью, автобус за час пройдёт  100 – s  км, то есть  s/t = 100 – s.  Отсюда получаем, что автобус должен двигаться по закону  s = 100t/1+t.  Легко проверить, что функция  s = 100t/1+t  строго возрастает. Поэтому движение по такому закону возможно. При  t = 5⅔  получаем
s = 85.

Ответ

Могло; 85 км.

Прислать комментарий

Задача 102866

 [Убегающий ученик]
Темы:   [ Задачи на движение ]
[ Центральный угол. Длина дуги и длина окружности ]
[ Теория игр (прочее) ]
Сложность: 3+
Классы: 7,8

В центре круглого бассейна плавает ученик. Внезапно к бассейну подошёл учитель. Учитель не умеет плавать, но бегает в 4 раза быстрее, чем ученик плавает. Ученик бегает быстрее. Сможет ли он убежать?

Решение

Пусть R – радиус бассейна. Ученик может плыть по окружности радиуса r, где  (1 − π/4)R < r < R/4,  тогда его угловая скорость больше угловой скорости учителя, и через некоторое время ученик и учитель будут в противоположных концах диаметров. Тогда мальчику останется проплыть меньше πR/4  до ближайшей точки большой окружности, а учителю надо пробежать расстояние πR. Следовательно, мальчик доплывёт до края бассейна раньше и успеет убежать.

Прислать комментарий

Задача 103754

Тема:   [ Задачи на движение ]
Сложность: 3+
Классы: 7,8

Петя и Витя ехали вниз по эскалатору. Посередине эскалатора хулиган Витя сорвал с Пети шапку и бросил её на встречный эскалатор. Пострадавший Петя побежал обратно вверх по эскалатору, чтобы затем спуститься вниз и вернуть шапку. Хитрый Витя побежал по эскалатору вниз, чтобы затем подняться вверх и успеть раньше Пети. Кто успеет раньше, если скорости ребят относительно эскалатора постоянны и не зависят от направления движения?

Подсказка

Два встречных эскалатора можно представить себе, как движущееся с постоянной скоростью кольцо, относительно которого шапка неподвижна. Посмотрите на происходящее с точки зрения шапки.

Решение

  Два встречных эскалатора фактически образуют движущееся с постоянной скоростью кольцо (на котором можно кататься, как на карусели), относительно которого шапка неподвижна. Встанем около шапки и понаблюдаем за бегом ребят. При этом можно считать, что эскалаторы стоят, а ребята бегут к нам из диаметрально противоположной точки кольца с равными скоростями, но каждый со своей стороны. Теперь очевидно, что они прибегут к шапке одновременно.
  Однако эти рассуждения верны при одном условии: Петя должен добежать до верха эскалатора, прежде чем туда приедет шапка (она сама не сможет пересесть на Петин эскалатор и поехать ему навстречу).

Ответ

Если скорости ребят как минимум вдвое больше скорости эскалатора, то они добегут до шапки одновременно. Иначе первым добежит Витя.

Прислать комментарий

Страница: << 13 14 15 16 17 18 19 >> [Всего задач: 153]      



© 2004-... МЦНМО (о копирайте)
Пишите нам

Проект осуществляется при поддержке Департамента образования г.Москвы и ФЦП "Кадры" .