ЗАДАЧИ
problems.ru
О проекте | Об авторах | Справочник
Каталог по темам | по источникам |
К задаче N

Проект МЦНМО
при участии
школы 57
Задача 66857
Темы:    [ Арифметика остатков (прочее) ]
[ Последовательности (прочее) ]
[ Числовые неравенства. Сравнения чисел. ]
Сложность: 4+
Классы: 8,9,10,11
В корзину
Прислать комментарий

Условие

Глеб задумал натуральные числа $N$ и $a$, где  $a < N$ . Число $a$ он написал на доске. Затем Глеб стал проделывать такую операцию: делить $N$ с остатком на последнее выписанное на доску число и полученный остаток от деления также записывать на доску. Когда на доске появилось число 0, он остановился. Мог ли Глеб изначально выбрать такие $N$ и $a$, чтобы сумма выписанных на доске чисел была больше 100$N$?


Решение

  Как известно (см. задачу 34918),  найдётся такое $m$, что  $\frac{1}{2} + \frac{1}{3} + ... + \frac{1}{m+2}$ > 100.
  Положим  $N = a + a_{1} = 2 a_{1} + a_{2} = 3 a_{2} + a_{3} = ... = ma_{m-1} + a_m = (m + 2)a_m$.  Тогда  $a > \frac{N}{2}$,  $a_1 > \frac{N}{3}$,  $a_2 > \frac{N}{4}, ..., a_{m-1} > \frac{N}{m+1}, a_m > \frac{N}{m+2}$  и  $a + a_{1} + a_{2} + ... + a_m > 100N$.
  Осталось найти решение указанной системы в целых числах. Заметим, что  $a = a_{1} + a_{2}$,  $a_{1} = a_{2} + \frac{a_3}{2},  a_{2} = a_{3} + \frac{a_4}{3}, ..., a_{m-2} = a_{m-1} + \frac{a_m}{m-1}, a_{m-1}=\frac{(m+1)a_m}{m}$.  Поэтому при  $a_m = m!$  все числа $a_{m-1}, a_{m-2}, ..., a_{1}, a, N$ будут целыми. Действительно, $a_{m-1}$ делится на  ($m - 1$)!,  $a_{m-2}$ – на  ($m - 2$)!,  $a_{m-3}$ – на  ($m -3$)!  и т.д.


Ответ

Мог.

Замечания

12 баллов

Источники и прецеденты использования

олимпиада
Название Турнир городов
номер/год
Номер 41
Год 2019/20
вариант
Вариант весенний тур, сложный вариант, 8-9 класс
задача
Номер 7

© 2004-... МЦНМО (о копирайте)
Пишите нам

Проект осуществляется при поддержке Департамента образования г.Москвы и ФЦП "Кадры" .